Блог

Как проводить кастдев

Этапы подготовки и проведения CustDev

Кастдев состоит из следующих этапов:
  • формирование гипотезы;
  • выбор сегмента (или даже нескольких сегментов) целевой аудитории для проверки гипотезы;
  • подготовка вопросов для интервью и скрининга нерелевантных респондентов;
  • поиск респондентов, их проверка на соответствие задачам интервью;
  • проведение интервью;
  • обработка полученной информации. 

Примечание: Поиск респондентов — одна из задач CustDev, которую можно делегировать. Например, для этого можно использовать специальные сервисы по подбору респондентов, такие как in2view. С помощью сервиса можно найти нужное количество релевантных и беспристрастных респондентов всего за 15 минут. 

Правила проведения CustDev

Чтобы CustDev показал достоверные результаты, важно следовать ряду правил.
  1. Полное интервью не должно занимать более 30 минут, время на один вопрос — не более 2-3 минут. Если этого времени недостаточно — лучше договориться о дополнительной встрече.
  2. Интервью оптимально записывать на камеру или диктофон — эти материалы станут базой для изучения и анализа результатов. Но нельзя забывать, что респондент должен быть уведомлен о том, что ведется запись, и дать на это разрешение.
  3. В разговоре недопустимо навязывать товар респонденту или рассказывать о его преимуществах — это только отпугнет человека и снизит точность ответов (в ряде случаев респонденты просто пытаются угодить). 
  4. Уточняющие и наводящие вопросы — инструмент повышения точности интервью. Задавая уточняющие вопросы (например, «почему», «что помешало», «насколько это верно»), можно получить неочевидные, но полезные ответы.
  5. Личное общение лучше видеосвязи, а видеообщение — лучше телефонного разговора. Для CustDev важны не только ответы респондентов, но и их бессознательные реакции, поэтому во время интервью лучше видеть собеседника.
  6. Искренность ответов при личном общении выше, чем при общении в фокус-группе, поэтому лучше проводить личные интервью.
  7. Важно, чтобы респонденты были беспристрастными. Чтобы обеспечить это, их лучше выбирать не из круга близких людей (которые могут бояться обидеть) и не мотивировать финансово (человек, получающий деньги, как правило, старается угодить).

Чек-лист правильных вопросов

Чтобы получить максимум достоверной информации от респондентов, нужно задавать правильные вопросы: они должны быть не односложными, понятными, уточняющими.

Примеры таких вопросов и этапов интервью:
Знакомство
  • Расскажите о своей роли в компании?
  • сколько времени у Вас уходит на решение одной задачи?
  • Какой результат для Вас удовлетворительный?
Выявление проблемы
  • Какие задачи для Вас самые трудоемкие и сложные?
  • Что больше всего тяготит в текущей работе?
  • Какой продукт упростил бы Вашу работу?
Проверка проблемы
  • Насколько трудно Вам выполнять задачу сейчас?
  • Насколько Вам важен продукт, упрощающих задачу? 
  • Как конкретно новый продукт мог бы помочь Вам? 
Открытие продукта
  • Как бы выглядело Ваше идеальное решение этой проблемы?
  • Как Вы сейчас решаете текущую задачу?
  • Чем конкретно Вас не устраивает текущий способ решения?
Проверка продукта
  • Что Вы думаете о новом продукте?
  • Вы бы когда-нибудь использовали этот продукт?
  • Что может помешать вам использовать этот продукт?
  • Сколько Вы готовы заплатить за него?
Оптимизация продукта
  • Как можно улучшить этот продукт?
  • Каких функций или параметров в этом продукте не хватает?
  • Что затрудняет использование этого продукта?
Окончание
  • Судя по ответам, Вы заинтересованы в решении, но текущие способы Вас не устраивают. Насколько это точно?
  • Что стоило бы учесть при разработке такого продукта? Озвучьте свое мнение.

Для трактовки результатов оптимально формировать графики, таблицы, диаграммы — любые виды инфографики, которые удобно анализировать. 
CustDev можно считать успешным, когда у компании получается не только проверить гипотезу, но и получить единообразные ответы по поводу способов оптимизации продукта. 
Если следовать всем рекомендациям — CustDev обязательно поможет получить нужные инсайты для улучшения продуктов и, как результат, долгосрочного развития бизнеса.