У Наты Покровской описаны эти приемы применительно к созданию текстов, попробуем объяснить это на примере продукта.
На самом деле, объясняется еще легче, чем с текстами: вертикальное мышление нужно, когда формируешь roadmap и идешь по нему, а горизонтальное — когда наполняешь бэклог. Важно, чтобы оба типа находились в балансе, но, в зависимости, от жизненного цикла у продукта, пропорции можно и варьировать.
К примеру, для подготовки продукта вполне подходит 70% горизонтального мышления и 30% вертикального. Здесь больше брейнштормов, идей и фантазии.
Когда продукт нужно запускать, 80-90% идет тупо на рутину — код, настройка аналитики, тестировка, прод.
Если продукт работает, баги пофиксили, то приходит баланс — 50% ресурсов уходит на поддержку, а 50% на поиск новых идей, кастдев и пополнение бэклога. Правда, я предпочитаю в рабочих продуктах смещать баланс в пользу горизонтальных вещей — работая с геолокационными сервисами в МегаФоне, мне важно найти какой-то новый сегмент, в котором продукт будет расти быстрее, а потому я люблю с головой погружаться в общение с пользователями, чтобы лучше понять, что им нужно. Не то, чтобы пользовательские исследования были про периферийное внимание, но очень часто это fact finding mission — когда нужно найти гипотезу, от которой и можно отталкиваться в дальнейшем.
Какие инструменты можно использовать для совмещения двух подходов:
Вертикалка:
Таск-менеджмент в OmniFocus, доски в Notion/Trello, эксельки с графиками Ганта, регулярные ревью и летучки.
Горизонталка:
Вкладка Inbox в OmniFocus, ежедневник, доски в Miro, презентации, брейнштормы, brain dump.